Электрические автомобили в РФ распространены мало, хотя с приходом китайских брендов число машин без двигателя внутреннего сгорания возросло. Для покупателей электромобилей есть ряд льгот со стороны государства, начиная от скидок на покупку и заканчивая налоговыми послаблениями. Одновременно сеть зарядных станций развивается медленно, что ограничивает популярность электрических автомобилей.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Классический
электромобиль оснащен тяговыми двигателями для одной или обеих осей и батареей с зарядкой от внешнего источника. Также существуют гибриды, в которых имеется дополнительный ДВС, используемый для привода генератора или подключаемый к трансмиссии для улучшения динамики либо в случае разряда тяговой батареи. Гибридная технология увеличивает запас хода и снижает зависимость автомобиля от сети зарядных станций, при этом машина все равно выбрасывает в атмосферу вредные вещества. В РФ гибриды распространены еще меньше, чем классические электромобили.
В России работает несколько предприятий, задействованных в производстве электромобилей. Почти все заводы выпускают немного перелицованные китайские модели, исключением является проект «Атом», который по состоянию на весну 2025 г. не дошел до стадии серийного выпуска продукции. Экспансия китайских «электричек» привела к росту популярности такого транспорта, за 2024 г. продажи увеличились на 150% по сравнению с предыдущим годом. При этом общие объемы продаж невелики, хотя и позволили выявить ряд проблем с эксплуатацией. Основным ограничителем является слабо развитая сеть зарядных станций.
Субсидирование
В РФ по состоянию на 2025 г. действуют программы субсидирования покупки электромобиля при условии оформления кредита и приобретения машины, собранной в России. Под программы, многие из которых действуют ограниченное время, подпадает продукция заводов Evolute и Москвич, а также Амберавто. До конца весны 2025 г. покупателям прилагается скидка на машины Москвич-3е в размере 925 тыс. руб., при этом под действие программы подпадают автомобили выпуска 2023 г.
Программа больше ориентирована на продажу складских запасов, чем на активное продвижение электромобилей. Использование субсидии позволяет купить электрический Москвич-3е практически по цене аналога с бензиновым двигателем и вариатором.
Транспортный налог
На протяжении нескольких лет для электромобилей (вне зависимости от года выпуска и модели) налог не предусматривался. Со второго полугодия 2025 г. государство ввело транспортный налог и на «электрички», сумма платежа зависит от ряда факторов. Основными критериями являются год выпуска, стоимость электромобиля и способ покупки (приобретение нового в РФ или ввоз в Россию электромобиля из-за границы с оплатой таможенного сбора).
Льготы
В ряде городов РФ предусмотрена бесплатная стоянка на муниципальных платных стоянках. Такие льготы предусмотрены в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах.
Конкретные правила зависят от города – владельцу нужно получать специальное разрешение и класть его под ветровое стекло либо стоянка разрешена без оплаты на выделенной под электромобили части парковки.
Также электромобили освобождены от оплаты проезда по ряду платных трасс. Для поездок нужен специальный транспондер — потребуются документы на автомобиль для подтверждения типа силовой установки. Проект был запущен в 2023 г. и действует до конца 2025 г., перспективы продления неизвестны. С учетом введения транспортного налога на электромобили не исключено и внедрение оплаты (возможно, со скидкой) за проезд. К льготам можно отнести и бесплатные зарядные станции, расположенные в основном в крупных городах. Количество таких терминалов не слишком велико и едва ли будет увеличиваться.
Зарядка
Для зарядки электроавтомобиля используют специальную станцию или домашний стенд, подключенный к бытовой сети переменного тока. Скорость зарядки зависит от мощности станции и поддерживаемых стандартов.
Помимо стандарта зарядки учитывают способ коммутации к станции, причем в стандартный комплект большинства электромобилей входят переходники. Самым старым стандартом разъема является Type 1 или J1772. Реализована поддержка режимов Mode 2 и 3, станции распространены на территории стран Северной Америки и в Японии. Мощность зарядки ограничена 9,2 кВт, поэтому процесс восстановления емкости тяговой батареи достаточно длительный.
В странах Европы распространен стандарт разъема Type 2, созданный и внедренный компанией Mennekes. Мощность зарядки составляет 43 кВт, реализована поддержка режима Mode 2. Повышение мощности потребовало внедрения новых разъемов – такими стали стандарты CCS Combo 1 и CCS Combo 2. Причем электромобиль, оснащенный системой зарядки Combo 1 или 2 можно заряжать от станций Type 1 либо 2. В другую сторону совместимости нет – мощность заряда повышена до 400 кВт и реализована поддержка технологии Mode 4.
Особняком стоит компания Tesla, которая разработала специальный разъем для собственных станций зарядки. Кабель Supercharger является универсальным – может подключаться к станциям стандарта Type 1 и к новым терминалам постоянного тока мощностью до 250 кВт (существую станции и с меньшей мощностью, выпущенные несколько лет назад). Для электромобилей Tesla, предназначенных для поставки за пределы Северной Америки, прилагается кабель стандарта Type 2 (европейский тип).
Поскольку Tesla не является монополистом на рынке, то конкуренты продвигают свой стандарт CHAdeMO, распространенный в странах Северной Америки и Японии. Терминалы обеспечивают зарядку постоянным током при мощности до 400 кВт, предусмотрена подпитка низковольтной сети электромобиля. Применение переходника позволяет подключить к станции CHAdeMO автомобили Tesla. Также существует национальный китайский тип разъема GB/T, в теории позволяющий довести мощность зарядной станции до 900 кВт.
Ситуация с зарядными станциями в РФ
В России установлено порядка 7500 станций, в основном соответствующих стандарту Type 2 и CCS Combo 2. Как правило, на электромобиле имеется несколько колодок для коммутации разных кабелей. При покупке электромобиля нужно заранее выяснить типы разъемов, при необходимости придется докупать переходник, стоимость которого может превысить 60-70 тыс. руб. Для поиска места расположения терминалов можно использовать разные приложения, дающие информацию о типе станции, способе оплаты (существуют и бесплатные зарядки).
Для людей, проживающих в отдельных домах, оптимальным решением будет установка зарядной станции. Ночной тариф позволяет снизить затраты на электроэнергию, а питание от сети позволит прогреть или охладить салон электромобиля без расходования энергии тяговой батареи. Домашняя зарядка подойдет в случае ежедневных пробегов до 100 км, в противном случае за ночь зарядить батарею до 100% не получится. При наличии трехфазной сети ситуация немного меняется – за ночь можно подзарядить батарею на 150-200 км пути.
Обслуживание
Автомобиль с электрической силовой установкой нуждается в замене масла только в редукторе, срок службы масла в зависимости от модели составляет 60-100 тыс. км. Безусловно, автомобиль нужно обслуживать каждый год – менять фильтр климатической установки, проводить общую проверку электроники и тормозов. Тормозные механизмы на «электричках» испытывают меньшие нагрузки из-за использования рекуперативного замедления. В связи с этим тормоза склонны к коррозии, особенно при редкой эксплуатации автомобиля. Отдельно стоит упомянуть компьютерную диагностику аккумуляторной батареи, позволяющую найти проблемные ячейки.
Рентабельность
Срок окупаемости электромобиля зависит от множества факторов. Например, разница в цене между бензиновым и электрическим Москвичом-3 составляет в реалиях весны 2025 г. около 400 тыс. руб. При ежегодных пробегах около 10 тыс. км и неизменных ценах на топливо при сохранении льгот срок окупаемости составит около двух лет. По факту срок увеличится на 6-12 месяцев. Кроме того, льготную скидку можно получить только при покупке автомобиля в кредит, проценты по которому не лучшим образом повлияют на срок окупаемости. В других ситуациях картина может быть иной, каждый случай требуется просчитывать индивидуально.
Заключение
Электромобиль заявляется как экологически чистый и выгодный транспорт. В российских условиях эксплуатация «электричек» усложняется из-за слабо развитой сети зарядных станций. Перед покупкой нужно проанализировать все преимущества и недостатки электромобиля, зачастую целесообразнее приобрести машину с классическим ДВС или гибридной силовой установкой.